Каждый стиль обладает главными, только ему присущими признаками, по которым можно точно определить его направление.
Найдя в саду правильные геометрические формы и выраженную симметричность, можете с уверенностью склоняться к тому, что перед вами сад в регулярном стиле.
В статье мы рассмотрим не только типовые признаки французского сада, но и историю регулярного стиля в ландшафтном дизайне.
Регулярный стиль в ландшафтном дизайне
Период Ренессанса кардинально изменил не только архитектуру Западной Европы, но и образ окружающих строения садов.
Средневековые укромные сады, укрытые значительными стенами, преобразились в сложные структуры с размещенными на различных уровнях лестницами, террасами и фигурными фонтанами. В XVI веке впереди садоводческого умения была Италия, где возникли начальные регулярные сады — то есть сады с планировкой порядка. Такие сады служили лучшим продолжением архитектуры традиционных вилл.
Именно такие эффектные сады под открытым небом вдохновляли садовников Франции конца XVI века, среди которых выделялись Жак Бойсо, королевский садовник времен Людовика XIII, и Клод Молле, главный садовник, служивший при Генрихе IV, Людовике XIII и молодом Людовике XIV. Они брали за ядро философию садов Ренессанса и расширяли ее за счет тяги к богатству и королевскому великолепию. Так зарождался новый стиль — французский или регулярный, в котором неукротимая склонность к порядку сплеталась с визуальной выразительностью.
Выделяются шесть основных черт французского сада
Размах, великолепие, амбиции
Важной особенностью регулярных садов стал их небывалый размах. Если в работах итальянских садоводов эпохи показывалось “торжество человека над природой”, то их французские в своих садах воплощали мир удивительных вещей и технологических изобретений, которые полностью подчинены своему владельцу. Любой элемент таких садов был пронизан роскошью и великолепием и был задуман с целью произвести неизгладимое впечатление.
Созданный садовником Андре Ленотром сад министра финансов Николя Фуке настолько поразил своей роскошью и великолепием Людовика XIV, что после визита в поместье, он принял необыкновенные решения: взять под стражу владельца сада за растрату и взять на работу команду архитекторов, которая сотворила чудесный сад, для оформления парков Версаля. Людовик XIV, известный как Король-Солнце не выносил конкуренции: в Версале он сотворил потрясающий регулярный сад, с которым не был в состоянии тягаться ни один парк того времени.
Оптика и перспектива
Чтобы зрительно расширить и без того огромные сады, архитекторы пользовались зрительными иллюзиями. В ход вступали зеркала, которые ставили в завершении тупиковых аллей, и расписные, пруды и каналы были не только украшением: в их отражении удваивались нужные части сада. В парке Николя Фуке садовник Ленотр немного изменил конфигурацию водоемов, с целью их визуального увеличения.
Аллеи планировали в такой манере, чтобы по мере удаления от середины они становились бы ýже, а деревьям так выстригали верхушки, что они становились ниже. В XVII веке садоводы практически вылепливали свои сады вручную, изменяя перспективу и увеличивая ощущение, что дорожки и аллеи уходят в безграничную даль.
Существование эффектных видов и перспективы было основной составляющей дизайна французских садов. Для того, чтобы гости имели возможность дать оценку разнообразию садовых элементов, сложный узор партеров и общее великолепие комплекса, архитекторы планировали видовые площадки и павильоны. Людовик XIV в 1704 году лично создал подробную схему для прогуливающихся по Версальскому саду, обратив внимание на те точки, где можно рассмотреть лучшие виды.
Математика как инструмент
Сформировать сад огромного масштаба и невероятной сложности садовникам помогала такая наука, как математика. Строгая симметрия, использование геометрических форм, точная последовательность и высокая организованность представлялись символами победы разума человека над естественным беспорядком. Проектирование регулярного парка представляло собой структуру крупной сетки с основной осью, размещенной вертикально фасаду главного строения усадьбы. Строгая симметрия соблюдалась очень тщательно: практически каждый кустарник и дерево, скульптуры и узор на клумбах левой части сада были идентичны его правой части.
Невзирая на впечатляющую орнаментацию, в таких садах не было ни одного неожиданного элемента. Все кусты и деревья строго упорядочены и посажены на просчитанном расстоянии друг от друга. Деревьям и кустам придавали геометрическую форму, с этой целью верхушки, листву и ветви тщательно подстригали, что очень эффектно смотрелось на фоне аккуратно стриженных лужаек. Все узорные элементы ландшафта смотрелись идеально, ни одной лишней ветки не было замечено в скрупулезно оформленных ограждениях.
Сад как архитектурный замысел
В XVII столетии пейзажный дизайн воспринимался исключительно как архитектура, а создатели садов считали себя архитекторами, работающими на продолжение декора за пределами здания.
Характерный признак регулярных французских садов — создание кружевных партеров, фигурных цветников с демонстративным орнаментом из невысоких декоративных растений. Их размещали недалеко от здания — так, чтобы они служили гармоничным продолжением архитектурных замыслов, при взгляде на них приносили бы радость причудливым узором
В согласии с данной логикой располагалось и оформлялось все пространство сада. Он состоял из придуманных комнат: пол выглядел как уютный цветочный ковер, а интерьером служили вазоны, скульптурные фигуры, скамейки и фонтаны. Из деревьев и кустов формировались боскеты — залы под открытым небом, в окружении стен из живых ограждений. В Версале таких боскетов — тринадцать, в которых вместо украшений не только фигурки скульптур и фонтаны, но и композиции архитектуры: мраморная колоннада, арочная галерея и амфитеатр. Каштановый боскет был спланирован как выставочный зал, ради которого король Людовик XIV приобрел коллекцию античных скульптур.
Удивительным и запоминающимся было то, что гостям позволялось не только гулять по зеленым комнатам, но и рассматривать с видовых площадок упорядоченную и слаженную структуру парка целиком.
Технологии в регулярном саду
Некоторые сады использовались как площадки для презентации новейших разработок науки. Они разнообразили наполненность сада и выражали благополучие и величие его хозяев. Разные мастера того времени – архитекторы и садовники, механики и инженеры – участвовали в проектировании садов совместно, применяя новейшие технологии. Геопластика давала возможность перемещать с места на место большие пласты земли и с их помощью создавать новые элементы ландшафта, а гидрология позволяла обеспечить фонтаны и растения необходимой водой. Создание сложнейшей системы гидравлики для садов Версаля стало особой главой в истории создания регулярных садов.
Трудность Версаля была в его размещении на плато и удаленном расположении от источников воды. Изначально воду, практически полностью, выкачивали из ближайшего пруда, с помощью большой водонапорной башни, позже строители подвели к Версалю канал от реки Бьевр – но и этого оказалось мало. Людовик XIV в 1684 году построил гидравлическую машину, состоящую из 250 насосов и 14 огромных колес – она снабжала королевские сады водой из реки Сены.
Огромные команды инженеров-гидравликов работали под предводительством итальянских изобретателей постоянно придумывали различные фонтаны и оригинальные машины-автоматы, поражающие воображение своими многочисленными механизмами.
Мастера гидрологии создали для фонтанов XVII столетия большой ассортимент специальных насадок: меняя их, можно было сотворить сложнейшие композиции со струями воды разной формы. Одной из драгоценностей Версаля был Водный театр, размещенный в одном из боскетов сада. Задумка заключалась в виде бассейна в форме сцены театра, на водной глади которого королевские инженеры устраивали красивейшие водные шоу.
Динамика и универсальность
На примере королевских садов знатные французы XVII века осознали, что отлично организованное пространство под открытым небом дает огромное количество возможностей. Можно сказать, что это было появление первых парков развлечений – с проведением театральных представлений, балов, пикников, спортивных состязаний и фейерверков.
Сама прогулка по французскому саду оборачивалась изысканным приключением: нереальными фантазиями, прекрасными фонтанами и искусными скульптурными композициями, оранжереями и лабиринтами, организованным пространством для зверей и птиц, которые без устали поражали гостей. Несмотря на статичность, великолепные сады были полны сюрпризов, необыкновенных открытий и обладали внутренним драматизмом.
Регулярный или французский стиль часто считают идеальным образцом европейской классики. Сад в таком стиле будет претенциозным и вычурным, но только не простым и легким в уходе. Красота и выразительность – главные задачи такого стиля, которые прослеживаются и в современных воплощениях, так часто привлекающих владельцев больших территорий.
Главными элементами французского сада являются симметрично расположенные партеры, клумбы, цветники и топиары.
Не удивительно, что регулярные сады быстро распространилась по всей Европе. Андре Ленотр воплотил во Франции более двадцати проектов, и часть из них стала эталоном для создания других садово-парковых композиций. Среди них такие как — Казерта в Неаполе, Шёнбрунн и Бельведер в Вене, Нимфенбург в Мюнхене, Бленхейм в Оксфордшире и конечно, Петергоф, построенный Петром I под впечатлением от посещения Версаля.