Парк Сан-Суси –произведение искусства ландшафтного дизайна, который был продуман королем Пруссии Фридрихом Великим.
Этот дворцово-парковый ансамбль в Потсдаме — выдающийся образец ландшафтного искусства и архитектуры, передающий дух монаршего государства.
Площадь Сан-Суси огромна – 290 га, если перевести с французского, то его название значит «без забот».
Парк Сан-Суси Ландшафтный дизайн садов и парков
При строительстве Потсдама
– столицы федеральной земли Бранденбург в Германии, Фридрих Вильгельм I (1688 – 1740) приказал вырубить все дубы с Борнштедтских холмов, расположенных рядом. Королю Фридриху, который был истинным солдатом, лес необходим было для укрепления болотистого места, и думать о сохранении вековых деревьев ему и в голову не приходило. Несмотря на это варварство, люди могут сказать ему спасибо, так как данный шаг освободил место для создания его сыном королем Фридрихом Великим величайшего произведения садово-паркового искусства.
Его сын, Фридрих Великий (1712 – 1786) на южной вершине одного из пустующих, после варварской вырубки дубов, холмов решил создать частное владение по своему личному проекту. На склоне этого холма после вырубки построили 6 террас и это пространство было использовано под максимальную посадку целой коллекции винограда, пользующегося огромной любовью Фридриха Великого и ставшего впоследствии визитной карточкой дворца.
Никогда прежде, в истории ландшафтного искусства, виноградник не выступал в роли парадного центра дворцового ансамбля. В стеклянных нишах был посажен инжир, сами террасы засеяны газонной травой и отделены виноградной лозой на цепях. Поблизости располагали огород, которому придавалось важное значение, в наши дни, вместо огорода, внутри живых ограждений посажены фруктовые деревья.
Вершину холма виноградников венчает небольшой дворец, который из-за террас кажется размещенным очень высоко на горе, а сама гора из-за этого выглядит еще выше.
Первоначально Фридрих II решил построить небольшой дворец, но позже остановил свой выбор на тихом уединенном местечке в стиле рококо, где можно играть на флейте в полной гармонии с природой. Во дворце не предусматривались покои для его жены, ее поселили подальше от дворца.
Существует мнение, что
название дворца Сан-Суси (Sans-Souci, фр. – «без забот») связано с желанием короля обустроить себе последний, беззаботный приют в дивном месте и связано не с праздной жизнью, а местом упокоения.
Чтобы добраться до дворца, необходимо преодолеть 132 ступени. По краям посажены тисы, постриженные в форме пирамидок. Виноградная тематика логически завершается в скульптурных фигурах вакхов и вакханок, поддерживающих своды фасада дворца.
Возле подножия холма с террасами из винограда был создан шикарный регулярный парк с прямоугольными посадками фруктовых деревьев и большим фонтаном в середине, опоясанным изысканными скульптурными фигурами римских богинь и богов, помимо них, присутствуют изображения 4 элементов стихий – воды, огня, земли и воздуха. Огромный фонтан, хоть и был уникальной красоты, но начал подавать воду лишь через 100 лет: созванные Фридрихом фонтаньеры не сумели успешно справиться с задачей по запуску установки. В 1843 г. при помощи хитро спрятанной паровой системы – высокой трубы, в под красивую мечеть, наконец позволила заработать конструкции фонтанов. Струя огромного фонтана поднялась вверх на 38 метров.
Основная аллея парка
размашистой ровной стрелой располагается от подножия холма с виноградниками к красивейшему Новому дворцу, который был выстроен после Семилетней войны как символ силы и непобедимости великой Пруссии.
Интересно. Количество статуй, которые украшали дворец по кровле и периметру составило 428 штук! Фридрих Великий иронически именовал данный дворец «фанфаронским».
Идеальную деревенскую картинку заканчивает ветряная мельница, которая существовала там с 1736 года, ещё до постройки дворца. В наше время она осуществляет исключительно декоративную функцию, освежая своими крыльями пейзаж.
Рядом с виноградниками находится картинная галерея. Эта постройка возведена во времена Фридриха Великого и действует по настоящее время, несмотря на то, что сама коллекция пострадала во времена Второй мировой войны. Это строение каждым камнем олицетворяет собственное предназначение: и свод, и просветы между окнами, красиво оформленные иносказательными скульптурными фигурами искусств и науки, и его некая приподнятость, и легкость, такое возвышенное состояние. Возле картинной галереи проведены дорожки, окаймленные живой оградой и мраморными лавочками, где есть все шансы поймать творческую мысль.
После смерти Фридриха II в жизни парка наступил новый этап. Его наследник, Фридрих Вильгельм II на время строительства Мраморного дворца в Новом саду, вселился в отремонтированные палаты старого дворца. Это был период классицизма, что отразилось в отображении Мраморного дворца, а после переселения, в старом дворце поселилась заброшенность. Далее в дворцово-парковый ансамбль каждый из королевских наследников добавлял что-то своё до тех пор, пока после упокоения вдовы Фридриха Вильгельма IV в 1873 году, не стал музеем.
Королевские владельцы
находили упокоение в лютеранской церкви – Фриденскирхе, размещенной рядом с главным входом, в саду Марли.
Парк колоссально велик. Совместно с архитектурными строениями, он воплощался десятилетиями, создается ощущение, что с каждой глобальной стройкой очередного короля к парку присоединялась очередная часть территории. Возникает впечатление, что к каждой грандиозной постройке очередного венценосного владельца прирезался очередной кусок территории.
На горе Клаусберг расположился Оранжерейный дворец, построенный в стиле итальянского ренессанса, в наше время отреставрирована и продолжает радовать туристов. В залах оранжереи зимуют кадки с миртами, лаврами и цитрусами из парка. Сама оранжерея окружена цветниками, а с холма раскрывается превосходный вид на Сан-Суси.
Отдельного разговора заслуживает чайный китайский дом, утопающий в зелени и расположенный на границе с Козьим парком. Внутри чайного дома представлены коллекции японского и китайского фарфора. Он окружен фруктовыми деревьями – сливами, абрикосами, грушами и яблонями и является одним из чудеснейших мест среди подобных домов в Европе.
Кроме больших строений, в парке представлено огромное количество мелких сооружений, таких как Античный храм, грот Нептуна, храм Дружбы, а также Портал и Обелиск.
Парк Сан-Суси невероятно красив в любую погоду – весной и зимой, летом и осенью – разной окраской листвы деревьев, цветников, припорошенный снегом. Своими размерами и богатством строений отображает статус его королевских владельцев. Для его осмотра стоит запланировать целый день и это будет необыкновенный, запоминающийся день прикосновения к роскошной жизни королей.